По датам

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Выборки

Решение Арбитражного суда Самарской области 03.03.2014 по делу N А55-21561/2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 1 постановления от 13.04.2012 N 198 "О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 3 марта 2014 г. по делу № А55-21561/2013

Арбитражный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Харламова А.Ю., судей: Агеенко С.В., Бойко С.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником Баландиным В.М.,
рассмотрев в судебном заседании 24 февраля 2014 года дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Представитель", 443041, г. Самара, ул. Буянова, д. 1, офис 711-712
к Правительству Самарской области, 443006, г. Самара, ул. Молодогвардейская, д. 210,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора:
Главного управления организации торгов Самарской области, 443068, г. Самара, ул. Скляренко, 20,
Министерства имущественных отношений Самарской области, 443068, г. Самара, ул. Скляренко, 20,
с участием:
Прокуратуры Самарской области, 443010 г. Самара, ул. Чапаевская, 151,
"О признании недействующим нормативного правового акта, в части" от 27 сентября 2013 года, входящий номер 21561,
при участии в заседании:
от заявителя - А., доверенность от 13 ноября 2013 года;
от заинтересованного лица - В., доверенность от 9 января 2014 года;
от Главного управления организации торгов Самарской области - Ф., доверенность от 31 декабря 2013 года;
от Министерства имущественных отношений Самаркой области - В., доверенность от 26 декабря 2013 года;
от Прокуратуры Самарской области - Магометова Е.Г., служебное удостоверение.
Резолютивная часть решения объявлена 24 февраля 2014 года.
Полный текст решения изготовлен 3 марта 2014 года.

установил:

ООО "Управляющая компания "Представитель" обратилось в арбитражный суд с заявлением от 27 сентября 2013 года, входящий номер 21561, в котором, с учетом принятого судом в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнения предмета заявленных требований, отраженного в протоколе судебного заседания, просит суд:
- "признать недействующим и не соответствующим статьям 22, 34, 35 Земельного кодекса Российской Федерации и статье 621 Гражданского кодекса Российской Федерации постановление Правительства Самарской области № 198 "О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 21 июня 2006 года № 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" (вместе с "Перечнем документов, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством")", в части:
- абзаца 20 пункта 1 ("пункты 2.7, 2.9, 2.10 признать утратившими силу");
- абзаца 24 пункта 1, в части замены слов "лиц, подавших заявления о предоставлении земельного участка" на слово "заявителя";
- абзаца 31 пункта 1, в части замены слов "лицам, подавшим заявления" на слова "лицу, подавшему заявление";
- абзаца 35 пункта 1 ("в абзаце первом цифры 2.7, 2.9 - 2.13" заменить цифрами "2.11-2.13");
- абзаца 37 пункта 1, в части слов "в аренду", "Данное правило не распространяется на отношения, возникшие после заключения договора аренды";
- абзаца 38 пункта 1, в части слов "Данное правило не распространяется на отношения, возникшие после заключения договора аренды";
- абзацев 55, 56 пункта 1 ("дополнить пунктом 3.5 следующего содержания: Предоставление земельных участков для установки нестационарных торговых объектов после утверждения органами местного самоуправления городского округа Самара схемы размещения нестационарных торговых объектов должно осуществляться в соответствии с указанной схемой").
В порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебном заседании был объявлен перерыв с 18 февраля 2014 года до 24 февраля 2014 года до 13 часов 45 минут, после чего судебное разбирательство было судом возобновлено и продолжено.
В ходе судебного разбирательства представитель ООО "Управляющая компания "Представитель" поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в рассматриваемом заявлении.
В ходе судебного разбирательства представитель заинтересованного лица заявленные ООО "Управляющая компания "Представитель" требования не признал по основаниям, изложенным в Отзыве.
В ходе судебного разбирательства представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, поддержали позицию заинтересованного лица по настоящему делу, при этом привели суду доводы, изложенные в Отзыве.
В ходе судебного разбирательства представитель Прокуратуры Самарской области поддержал позицию заинтересованного лица по настоящему делу, при этом привел суду доводы, изложенные в Отзывах.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании нормативных правовых актов в сфере государственного регулирования цен (тарифов), регулирования тарифов организаций коммунального комплекса.
Согласно статье 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4). Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме (часть 5). Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт (часть 6).
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что предметом оспаривания в настоящем случае является нормативный правовой акт, в связи с чем проверка данного оспариваемого акта проведена в соответствии с правилами главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд, рассмотрев материалы дела, изучив и оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства в соответствии со статьями 71 и 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав доводы присутствующих в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, пришел к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
Как следует из материалов настоящего дела, Правительством Самарской области было принято постановление от 21 июня 2006 года № 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара", которое было официально опубликовано в газете "Волжская коммуна", № 114 (25667), 28 июня 2006 года.
Данным нормативным правовым актом в соответствии с Законом Самарской области от 11 марта 2005 года № 94-ГД "О земле" в целях обеспечения эффективного управления и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара Правительством Самарской области было, в том числе, постановлено:
- утвердить прилагаемый Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством;
- утвердить прилагаемый Регламент взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством;
- утвердить прилагаемый Регламент взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства;
- утвердить прилагаемый Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара в собственность граждан бесплатно для строительства;
- предложить управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области (Власову) обеспечить предоставление сведений о земельных участках, содержащихся в документах государственного земельного кадастра, необходимых для формирования информационной базы данных Самарской области о земельных участках в Самарской области и для эффективного осуществления органами государственной власти Самарской области полномочий по управлению и распоряжению землей в Самарской области;
- рекомендовать органам местного самоуправления городского округа Самара обеспечить доступ к информационным ресурсам в сфере управления земельно-строительным комплексом (на бумажных и электронных носителях) министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области и министерству имущественных отношений Самарской области, обеспечить в соответствии с действующим законодательством в пределах своих полномочий реализацию отдельных мероприятий по формированию земельных участков для предоставления гражданам и юридическим лицам, осуществить в соответствии с согласованным с министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области графиком передачу документов, связанных с предоставлением земельных участков гражданам и юридическим лицам для строительства, в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области и осуществить в соответствии с согласованным с министерством имущественных отношений Самарской области графиком передачу документов, связанных с предоставлением земельных участков гражданам и юридическим лицам для целей, не связанных со строительством, в министерство имущественных отношений Самарской области.
13 апреля 2012 года Правительством Самарской области было принято постановление № 198 "О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 21 июня 2006 года № 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара", которое было официально опубликовано в газете "Волжская коммуна", № 134 (28062), 17 апреля 2012 года.
В ходе судебного разбирательства суд пришел к выводу о том, что довод ООО "Управляющая компания "Представитель" о том, что вследствие признания абзацем 20 пункта 1 данного нормативного правового акта утратившими силу пунктов, соответственно: № 2.7, № 2.9, № 2.10 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, для целей, не связанных со строительством, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 года № 74 (далее - Порядок), был нарушен установленный статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации порядок заблаговременной публикации информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам, и обязанность по информированию возложена на неуполномоченный орган, в лице главного управления торгов Самарской области, тогда как данные функции должно осуществлять министерство имущественных отношений, как орган, уполномоченный на распоряжение земельными участками на территории городского округа Самара, а сама информация о земельных участках приравнена к извещению об аукционе, признается судом несостоятельным, поскольку данный довод не основан на положениях правовых норм действующего федерального и регионального законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается:
- установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии со статьей 5.1 Закона Самарской области от 11 марта 2005 года № 94-ГД "О земле" Правительство Самарской области или уполномоченный им исполнительный орган государственной власти области осуществляет распоряжение расположенными в городском округе Самара земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Пункт 2.13 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 года № 74 (с последующими изменениями) (далее - Порядок), предусматривает, что организатор аукциона не позднее чем за 14 рабочих дней с момента получения решения министерства, указанного в пункте 2.12 настоящего Порядка, определяет время и место проведения аукциона, шаг аукциона, размер задатка, время и место ознакомления с документацией о предоставлении земельного участка на определенном праве с указанием условий предоставления в газете "Волжская коммуна", а также на официальном сайте Правительства Самарской области. Извещение о проведении торгов должно быть опубликовано не менее чем за 30 дней до даты проведения торгов. Граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка, на основании опубликованной информации вправе обратиться к организатору аукциона с заявкой для участия в аукционе.
Таким образом, на основании изложенного, суд считает, что уполномоченным органом обеспечено соблюдением интересов всех лиц, заинтересованных в предоставлении в собственность или аренду земельных участков (за исключением случаев, определенных пунктом 3.1 Порядка) посредством торгов с предварительной публикацией информации о предоставлении земельных участков в средствах массовой информации и официальном сайте Правительства области.
Суд считает необоснованными также доводы ООО "Управляющая компания "Представитель" о неисполнении обязанности министерства имущественных отношений Самарской области по заблаговременной публикации информации о предоставлении земельных участков и при этом исходит из следующего.
В силу статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации обязанность по публикации информации о предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков не является исключительной компетенцией органа, уполномоченного принимать решения о предоставлении земельных участков заинтересованным лицам.
Используя полномочия по распоряжению земельными участками, собственность на которые не разграничена в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, предоставленные статьей 5.1 Закона Самарской области от 11 марта 2005 года № 94-ГД "О земле", Правительство Самарской области оспариваемым постановлением наделило Главное управление по организации торгов Самарской области полномочиями по публикации вышеуказанной информации. Кроме того, Положением "О Главном управлении по организации торгов Самарской области", утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 21 декабря 2005 года № 165, в ведении Главного управления по организации торгов Самарской области находится проведение торгов (конкурсов, аукционов) при предоставлении органами исполнительной власти Самарской области земельных участков заинтересованным лицам.
Согласно пунктам 2.1, 2.2 Положения "О министерстве имущественных отношений Самарской области", утвержденного постановлением Правительства области от 20 июня 2007 года № 79, в ведении министерства, в том числе, находятся вопросы:
- по распоряжению и управлению собственностью Самарской области;
- по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством.
В рамках закрепленных предметов ведения министерство имущественных отношений Самарской области также осуществляет распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара в целях, не связанных со строительством.
Полномочиями по своевременному опубликованию информации о земельных участках, собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных строительством, министерство не наделялось.
Таким образом, на основании изложенного, суд считает, что уполномоченным органом Самарской области, в лице Правительства Самарской области, был принят соответствующий нормативный правовой акт, предусмотренный статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, которым определены уполномоченные органы на распоряжение земельными участками на территории городского округа Самара для целей, не связанных со строительством, и информирование неопределенного круга лиц о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам.
В свою очередь суд указывает на то, что понятие заблаговременного информирования является оценочным, поскольку федеральное законодательство не содержит прямого указания на форму информирования и срок, в течение которого информация о земельных участках должна быть доведена до сведения неопределенного круга лиц.
Диспозиция статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации регулирует правоотношения между арендатором и арендодателем после истечения срока действия договора аренды, предоставляя арендатору преимущественное право на заключение нового договора аренды и возможности использования арендованного имущества при отсутствии возражений на неопределенный срок.
Пункты 2.7, 2.9, 2.10 постановления Правительства области от 21 июня 2006 года № 74, признанные утратившими силу абзацем 20 пункта 1 постановления Правительства Самарской области от 13 апреля 2012 года № 198, прямо регулировали правоотношения при первичном предоставлении земельных участков заинтересованным лицам.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что содержание абзаца 20 пункта 1 оспариваемого нормативного правового акта в полной мере соответствует требованиям федерального законодательства.
При рассмотрении судом настоящего дела не нашли свое должное подтверждение доводы ООО "Управляющая компания "Представитель" о несоответствии указанным в рассматриваемом заявлении правовым нормам Земельного кодекса Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации абзаца 24 пункта 1 оспариваемого нормативного правового акта, в части замены слов - "лиц, подавших заявления о предоставлении земельного участка" на слово - "заявителя".
Так, по мнению заявителя, при отсутствии других претендентов на земельный участок общий срок принятия решения о предоставлении земельного участка в соответствии с действующим порядком составит не менее 7 дней, с момента получения кадастрового паспорта, поскольку министерство имущественных отношений Самарской области в любом случае принимает решение о проведении аукциона. Однако статья 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает 2-недельный срок на принятие решения о предоставлении земельного участка. Кроме того, действующей редакцией Порядка значительно превышены (почти в 4 раза) предельные сроки принятия решения о предоставлении земельного участка.
Действующая процедура предоставления земельных участков вынуждает заявителя дважды подавать заявление (первоочередное и заявление на участие в аукционе), а также нести дополнительную финансовую нагрузку, поскольку необходимо вносить задаток для участия в аукционе, даже при условии отсутствия других претендентов. При указанных обстоятельствах отсутствие заблаговременной публикации и обязательное принятие решения о проведении торгов усложняет и бюрократизирует процедуру предоставления земельных участков.
При этом суд указывает на то, что статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в ведении органов государственной власти и местного самоуправления без проведения торгов.
Предоставление земельных без проведения торгов осуществлялось по заявлениям о предоставлении земельных участков в случаях, установленных пунктом 3.1 постановления Правительства Самарской области от 21 июня 2006 года № 74. Данный порядок применялся как до принятия заинтересованным лицом оспариваемого нормативного правового акта, так и применяется на текущий период после его вступления в законную силу.
Следовательно, положения абзаца 35 пункта 1 оспариваемого нормативного правового акта не противоречат требованиям статей 22, 34, 35, 22 Земельного кодекса Российской Федерации и статье 621 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статьей 38 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора аренды такого земельного участка на торгах (конкурсах, аукционах), предметом которых в силу части 1 данной правовой нормы могут быть только сформированные в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 настоящего Кодекса земельные участки с установленными границами или право на заключение договора аренды таких земельных участков.
Частью 4 указанной статьи Земельного кодекса Российской Федерации определено, что порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 года № 808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков" данный Порядок определен.
В силу пункта 2 постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 года № 808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков" до разграничения государственной собственности на землю:
- организация и проведение торгов по продаже находящихся в государственной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков (далее именуются - торги) осуществляются применительно к утвержденным настоящим Постановлением Правилам;
- организатором торгов выступает орган местного самоуправления или исполнительный орган государственной власти, уполномоченные на предоставление соответствующих земельных участков, или специализированная организация, действующая на основании договора с ними.
Следовательно, предоставление земельных участков с торгов для целей, не связанных со строительством, впервые не противоречит требованиям статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку данные отношения регулируются статьей 38 Земельного кодекса Российской Федерации.
Вносимый участниками торгов задаток является способом обеспечения исполнения обязательства будущего арендатора перед министерством имущественных отношений Самарской области, что не нарушает требований федерального законодательства. Кроме того, сумма задатка, внесенного победителем аукциона, засчитывается в оплату приобретаемого в собственность земельного участка или в счет арендной платы. Иным участникам аукциона внесенный задаток возвращается, в связи с чем отсутствуют нарушения прав последних.
Более того, установление задатка равного 50% начального размера арендной платы, подлежащей уплате за весь срок договора аренды, способствует снижению риска необоснованного увеличения размера арендной платы недобросовестными участниками торгов, которые в случае отказа от заключения договора теряют внесенный задаток.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 года № 808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков" предусмотрен размер задатка в размере не менее 20% начальной цены земельного участка или начального размера арендной платы.
Таким образом, постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 года № 808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков" установлен минимальный размер задатка.
По мнению суда, ООО "Управляющая компания "Представитель" ошибочно полагает, что внесенными оспариваемым нормативным правовым актом изменениями было нарушено преимущественное право арендатора на заключение аренды на новый срок, поскольку действующей редакцией Порядка арендатору необходимо пройти всю процедуру предоставления земельного участка, включая торги, и стать победителем торгов.
Данный довод заявителя признается судом несостоятельным, поскольку как до внесения изменений оспариваемым нормативным правовым актом в постановление от 21 июня 2006 года № 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара", так и после внесения изменений, ни в одной из редакций норм, предусматривающих проведение торгов по заявлениям о заключении договоров аренды на новый срок не содержится, в связи с чем несоответствия статье 22 Земельного кодекса Российской Федерации и статье 621 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Кроме того, оспариваемый нормативный правовой акт и само постановление от 21 июня 2006 года № 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" регулируют отношения, возникающие при первоначальном предоставлении земельных участков, ранее не находившихся в пользовании заявителя.
Доводы заявителя о лишении физических и юридических лиц заведомо права получения в собственность или аренду земельного участка по выгодным условиям без проведения аукциона в случае приобретения временного объекта, законно установленного на нем, не основаны на положениях Закона.
Положения пункта 3.1 Порядка, предусматривающие оформление земельного участка в аренду в случае, если земельный участок был предоставлен до 1 июля 2006 года, направлено на реализацию ранее изданного акта. В случае заключения на основании указанного акта договора аренды последующее оформление договорных отношений на основании указанного акта невозможно в связи с тем, что земельный участок либо уже находится в пользовании на праве аренды, либо договор сторонами расторгнут и правообладатель участка отсутствует.
Частью 1 статьи Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
В силу статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к объектам капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Из системного толкования норм Земельного и Градостроительного кодексов Российской Федерации следует, что преимущественное право на приобретение права на земельный участок и его части, необходимой для использования здания, строения, сооружения при переходе права на них к другому лицу, принадлежит только собственникам капитальных объектов.
Таким образом, на основании изложенного суд пришел к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт соответствует (не противоречит) требованиям статей 22, 34, 35 Земельного кодекса Российской Федерации и статье 621 Гражданского кодекса Российской Федерации соответствует.
Отклоняются в качестве неправомерных и доводы заявителя о несоответствии абзаца 55 пункта 1 оспариваемого нормативного правового акта статьям 22, 34, 35 Земельного кодекса Российской Федерации и статье 621 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с тем, что, по мнению последнего, предоставление земельных участков для установки нестационарных торговых объектов возможно после утверждения органами местного самоуправления городского округа Самара схемы размещения нестационарных торговых объектов и в соответствии с ней.
Так, статьей 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" прямо предусмотрено обязательное наличие утвержденной органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности.

Данной схемой должно предусматриваться размещение не менее чем 60% нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов (часть 3 статьи 10).
Следовательно, утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов осуществляется в целях обеспечения потребности населения в товарах, реализуемых субъектами малого и среднего предпринимательства, при этом в силу прямого указания части 6 указанной правовой нормы Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Однако данное правило распространяется только на те нестационарные объекты, строительство, реконструкция которых были осуществлены в соответствии с требованиями федерального законодательства.
Действующий Порядок не имеет обратной силы.
Судом установлено, что постановлением Администрации городского округа Самара от 19 апреля 2013 года № 377 схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара утверждена.
Указаний на то, что несоответствие построенного, реконструированного и эксплуатируемого в установленном Законом порядке стационарного объекта схеме размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной органом местного самоуправления, является основанием для отказа в предоставлении земельного участка для указанных целей заинтересованным лицам, в Порядке и в оспариваемом нормативном правовом акте не содержится.
В ходе судебного разбирательства заявителем в нарушение требований части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащих доказательств обратного в материалы настоящего дела не представлено.
Таким образом, суд считает, что наличие указания в пункте 3.5 Порядка на предоставление земельных участков для установки нестационарных торговых объектов в соответствии с утвержденной органами местного самоуправления схемой расположения нестационарных торговых объектов не противоречит федеральному законодательству.
Довод ООО "Управляющая компания "Представитель" о несоответствии Перечня документов, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (приложение № 2 к Порядку, абзац 56 пункта 1 оспариваемого нормативного правового акта) не обоснован, поскольку указание на правовые нормы соответствующих нормативных правовых актов Российской Федерации, которым, по мнению данного общества с ограниченной ответственностью, не соответствует Перечень, в содержании рассматриваемого заявления отсутствует, а в ходе судебного разбирательства представитель заявителя данный пробел не восполнил, как и не пояснил суду, какие и каким образом права и законные интересы ООО "Управляющая компания "Представитель" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности нарушены данным Перечнем.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 193 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны права и законные интересы заявителя, которые, по мнению заявителя, нарушаются этим оспариваемым актом или его отдельными положениями.
При рассмотрении настоящего дела суд не усматривает нарушение постановлением от 13 апреля 2012 года № 198 "О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 21 июня 2006 года № 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара", в оспариваемой части, нарушений прав и законных интересов ООО "Управляющая компания "Представитель" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом надлежащих доказательств обратного заявитель в нарушение требований части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду не представил.
По результатам рассмотрения настоящего дела суд пришел к выводу о том, что в отличие от заявителя заинтересованное лицо во исполнение требований части 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащим образом обосновало суду соответствие оспариваемого ООО "Управляющая компания "Представитель" нормативного правового акта положениям статей 22, 34, 35 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, на основании изложенного суд пришел к выводу о том, что постановление от 13 апреля 2012 года № 198 "О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 21 июня 2006 года № 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" (вместе с "Перечнем документов, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством")", в части пункта 1 абзацы, соответственно: № 20, № 24, № 31, № 35, № 37, № 38, № 55, № 56, не противоречит положениям статей 22, 34, 35 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, а следовательно, не нарушает права и законные интересы ООО "Управляющая компания "Представитель" и не влечет негативных последствий для неопределенного круга лиц, в том числе проживающих на территории Самарской области, в связи с чем заявленные требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение судом настоящего дела относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 177, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

решил:

1. Признать постановление от 13 апреля 2012 года № 198 "О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 21 июня 2006 года № 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" (вместе с "Перечнем документов, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством")", в части пункта 1 абзацы, соответственно: № 20, № 24, № 31, № 35, № 37, № 38, № 55, № 56, соответствующим статьям 22, 34, 35 Земельного кодекса Российской Федерации и статье 621 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий
А.Ю.ХАРЛАМОВ

Судья
С.В.АГЕЕНКО

Судья
С.А.БОЙКО


------------------------------------------------------------------